ГлавнаяФоторазделТопонимыЧто ищутМестность

А знаете ли ВЫ, что...
В Карелии несколько тысяч рек и несколько тысяч озер малых и больших.
Поиск по сайту



Туристско-рекреационный потенциал зоны - Страница 1
Оглавление
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Музей-заповедник «Кижи»
Заповедник «Кивач»
Санаторий «Марциальные воды»
Минеральные источники Заонежья
Архитектура, церкви
Деревня Колгостров
Деревня Пегрема
Село Толвуя
Село Шуньга
Деревня Кондобережская
Деревня Типиницы
Деревня Сенная Губа

Архитектурные памятники и исторические поселения. Территория туристской зоны «Центральная» богата архитектурными памятниками, кроме того, здесь расположено более 50 ценных исторических поселений. Наиболее значимыми с точки зрения включения в туристские маршруты и использования в качестве объектов туристского показа являются:

Церковь Успения Божьей Матери. Находится в Кондопоге. Возведена в 1774 г. Церковь известна далеко за пределами Карелии и является одним из лучших образцов деревянного зодчества. Является одной из самых высоких русских деревянных церквей (42 метра), кроме того, церковь расположена на самой высокой точке берега Чупа-губы Онежского озера. Существует предположение, что Успенская церковь была построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 гг., в котором принимали участие крестьяне Кондопожской волости.

Церковь Петра и Павла в деревне Лычный остров. Церковь Петра и Павла (1620 г.) представляет собой уникальный памятник архитектуры и считается жемчужиной озера Сандал. В 2002-2004 гг. церковь была реставрирована. По своему типу церковь похожа на Успенскую церковь в Кондопоге. Деревня Лычный остров, где расположена церковь, является одной из самых старинных карельских деревень.

Часовня Георгия Победоносца в д.Усть-Яндома. Построена в XVII-XVIII вв. У часовни Георгия Победоносца очень высокая шатровая звонница - это одна из особенностей часовен юга Заонежского полустрова. Такие же высокие звонницы мы еще встретим в часовнях, расположенных в Тамбицах, в Вороньем Острове. Это объясняется стремлением местных жителей сделать их ориентирами, видимыми с бескрайних просторов Онежского озера. Чтобы рыбак при возвращении домой уже не плутал по шхерам, а точно и быстро мог отыскать свою деревню, местоположение которой он и определял по высокому шатру звонницы деревенской часовни. В Усть-Яндоме для этого потребовалось даже выполнить сруб колокольни отдельно от сруба часовни.

Часовня Кирика и Улиты. Деревня Воробьи устроилась на открытом склоне холма, спускающегося к озеру. А за деревней, почти на вершине холма красуется часовня Кирика и Улиты (XVIII в.). Без сомнения, часовня - архитектурная доминанта деревушки, и вместе с тем, это одно из самых скромных строений "Кижского ожерелья". Наиболее старая часть часовни - молельня, - имеет совершенно самостоятельный характер и, по мнению некоторых исследователей, первоначально служила амбаром. Западная часть часовни - трапезная с сенями, - возможно была перевезена из другого места и поставлена вплотную к срубу молельни. Так или иначе, но разновременные и разновеликие срубы оказались объединены в новое целое. К озеру (и к деревне) обращен западный фасад часовни с вертикалью шатровой звонницы. Именно он и воспринимается как образ самой часовни, а весь остальной объем строения прячется за западным фасадом, ступенчатым силуэтом сливаясь с холмом. С северной стороны, вплотную к строению подступило к строению несколько одиноких могучих елей. Очертания шатра вторят их вершинам. Ели протянули к югу мохнатые лапы, и вместе с ними часовня протянула южные свесы асимметричной кровли и площадку крыльца - к солнцу, к теплу. Маленькое аскетическое строение является примером того, как чутко отзывались плотники на особенности окружающей среды.

Успенская церковь в Космозере. Церковь некогда состояла в едином ансамбле с церковью Александра Свирского (1770 года) и колокольней. Успенская церковь была зимней, теплой и потому значительно меньшей, чем летняя церковь Александра Свирского. Назывался приход всегда по летней церкви – она была большая по размеру, более богато украшена, но служили в ней на Русском Севере меньший период времени – обычно с мая по сентябрь. В декоре Успенской церкви бросаются в глаза причелины, богато украшенные резьбой. Искусство такой резьбы совершенствовалось не одно столетие. В старину даже просто гладко вытесанная доска считалась достаточным украшением, так как достигнуть гладкой поверхности с помощью только топора уже было верхом плотницкого искусства. Следующим этапом в развитии орнамента причелин была обработка края доски в виде несложного повторяющегося узора. Появление долота и коловорота дало возможность еще более усложнить узор, а применение гвоздей содействовало развитию орнамента путем накладывания одной резной доски на другую.

Церковь Николая Чудотворца Мирликийског в Сенной Губе. Была построена в 1810 году, на небольшом мысу, на берегу озера, на северо-западной окраине села Сенная Губа. Храм являлся прекрасным ориентиром при движении судов в Кижских шхерах Онежского озера. Общая высота памятника достигала 30 метров. Церковь производила двойственное впечатление: выполненное, безусловно, по проекту профессионального архитектора сооружение было явно эклектичным по своей композиции и деталировке, соединившим формы «размытого» провинциального классицизма (занимающего промежуточное положение между барокко середины ХVIII в. и грядущим «русским национальным стилем») с формами народного деревянного зодчества, но соединившим достаточно органично. Для постройки храма использовалось два вида строительных материалов – кирпич на основную часть стен и дерево на верхнюю, высотную часть храма с главками. Церковь была построена «кораблем», включала в себя последовательно расположенные помещения алтаря, собственно храмовой части, притвора и колокольни. К сожалению, пожаром 1989 года были уничтожены все деревянные части церкви, детали интерьера. В настоящее время она представляет собой каменный остов с остатками оконных и дверных заполнений. Утеряна ее роль активной архитектурной доминанты на обширной территории Кижских шхер, передающей далее к северу эстафету архитектурных акцентов монументальной многоглавой Преображенской церкви острова Кижи.