ГлавнаяФоторазделТопонимыЧто ищутМестность

А знаете ли ВЫ, что...
Рускеальские водопады получили известность благодаря советскому фильму "А зори здесь тихие" (1972).
Поиск по сайту



Валаам
Оглавление
Валаам
Страница 2
Страница 3
Страница 4

            Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, члены царской фамилии, многие знаменитые деятели науки и культуры, среди которых – художники Ф.А.Васильев, М.К.Клодт, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, писатели и поэты Ф.И. Тютчев, А.Дюма, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.А. Клюев, И.С. Шмелев, композиторы П.И.Чайковский, А.К. Глазунов, ученый-естествоиспытатель М.Н. Миклухо-Маклай, химик Д.И. Менделеев, академик В.И. Вернадский.

            После 1917 г. Валаам оказался на территории Финляндии. Начался очередной драматический период истории обители. 1918 год был один из самых трудных для монастыря – голод, конфискация монастырского имущества финскими войсками, иноки, находившие за пределами монастыря, подвергались репрессиям. Позже начались внутренние нестроения – Финляндская Православная Церковь, в ведении которой оказался монастырь, приняла новый календарный стиль. Значительная часть братии, верная канонам, не признала эту реформу, произошел раскол. И все же, несмотря на все трудности, Валаамский монастырь оставался светильником Православия лютеранской, по преимуществу, Финляндии. К 1939 г. братия сократилась до 200 человек. В 1930-х гг. на территории архипелага архипелага финской армией был построен ряд оборонительных сооружений («линия Маннергейма»), остатки которых сохранились на Сухом (Оборонном) острове. В 1940 году, после перехода территории архипелага к СССР, монахи эвакуировались с острова и основали Нововалаамский монастырь в Финляндии, в Хейнявеси.

            С 1940 по 1941 гг. на Валааме действовала школа боцманов, а осенью 1941 г. архипелаг вновь возвратился во владение Финляндии.

            После Великой Отечественной войны на Валааме был организован совхоз, а в 1952 г. открыт интернат для инвалидов войны и престарелых. Монастырские здания разрушались, погибли многие скиты, часовни на островах, воцарились полное запустение и разруха. Только с 1957 г. на остров стали ходить туристические теплоходы. В 1979 г. монастырские постройки были признаны памятниками архитектуры. Реставрацию начали в 1981 году.

            Через 8 лет 18 сентября, в ответ на мнение митрополита (митрополит (от греч. metropolites) - высшее звание православных епископов) Ленинградского и Новгородского Алексия, Совет Министров Карелии предоставил в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и часть скитов. Скит - жилище отшельников, принявшего ряд дополнительных обетов; Это может быть общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Первые шесть монахов появились в монастыре в декабре 1989 г., а через некоторое время монастырь был официально передан в пользование Русской Православной Церкви и началось его восстановление.

            Тех, кто прибывает на теплоходах, швартующихся в Монастырской бухте, встречает часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1862). Напротив – каменная стела с именами царственных особ, посещавших монастырь.

            Сейчас можно видеть во всем великолепии ансамбль пятиглавого Спасо-Преображенского собора, с зимней нижней церковью во имя преподобных и приравненных к лику святых - Германа и Сергия Валаамских (год 1896). С запада возвышается многоярусная колокольня. Из 13 колоколов на звоннице сохранился лишь второй по величине колокол – «Воскресный». Собор окружают два ряда келейных корпусов. В ансамбль внутреннего каре входят Успенская (1785) и Никольская (1793) церкви. Внешнее каре включает в себя церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1814) с надстроенной над ней церковью во имя Живоначальной Троицы (1837), а также Святые врата с надвратной церковью свв. Апостолов Петра и Павла (1809), обращенные к парадной гранитной лестнице, ведущей к пристани.

            К северной части каре прилегает старое монастырское кладбище, обнесенной оградой с круглыми башенками по углам. На шпилях башенок установлены фигуры трубящих ангелов, а на шпиле центральной – изображение солнца. Из хозяйственных построек примечательны Водопроводный и Работный дома, возведенные на гранитном цоколе из Валаамского кирпича.